Согласно п. 1 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются ча- I стная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
По своим субъектам частная собственность делится на частную собственность граждан и юридических лиц. В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. В частности, граждане могут быть собственниками различ- [ ных видов недвижимости (предприятий, имущественных комплексов, I жилых домов и квартир). Конституция РФ провозглашает право граждан иметь в частной собственности землю (земельные участки).
Граждане могут иметь в собственности также движимое имущество и отдельные обязательственные права. Лишь имущество, изъятое из оборота, составляющее объект исключительной собственности госу- [ дарства, не может быть собственностью граждан.
В силу п. 2 ст. 213 ГК РФ не подлежат ограничению количество, а также стоимость объектов права собственности граждан, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 213 ГК РФ).
Юридические лица являются собственниками своего имущества, включая имущество, переданное им в виде вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами). Исключением признается лишь имущество унитарных государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником.
В круг объектов права собственности юридических лиц может входить как недвижимость (здания, сооружения, имущественные ком- плексы и т.д.), так и неизъятое из оборота движимое имущество. Ограничения по количеству и стоимости этого имущества допустимы лишь в порядке исключения в тех же случаях, в которых они допустимы в отношении объектов частной собственности граждан (п. 2 ст. 213 ГК РФ).
Государственная собственность в Российской Федерации составляет имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, для государственной собственности характерна множественность субъектов. Ее субъектами являются государственные образования как таковые.
Объектами государственной собственности могут быть недвижимость (земельные участки, предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения), движимое имущество, предметы потребительского характера, ценные бумаги, вклады в кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, памятники истории и культуры.
Порядок распределения государственной собственности между Российской Федерацией и ее субъектами установлен действующим до принятия специального закона постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» (в редакции от 21 июля 1993 г. с изменениями от 10 сентября 1993 г.). В Приложении № 1 к этому постановлению перечислены объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности (ресурсы континентального шельфа, территориальной и морской экономической зоны РФ), объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, имущество государственной казны, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства и объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и др. В Приложении № 2 к постановлению Верховного Совета указаны объекты государственного имущества, которые хотя и относятся к федеральной собственности, но могут быть переданы в собственность субъектов Федерации. Сюда отнесены предприятия, занимающие доминирующее положение на рынках товаров (работ и услуг), крупнейшие предприятия народного хозяйства, предприятия атомного и энергетического машиностроения и др. (в Приложении № 2 указаны объекты 15 наименований).
Если же объекты государственной собственности не указаны ни в одном из приложений к упомянутому постановлению, они передаются в собственность субъектов Федерации на основе обращения их высших органов.
Все государственное имущество, принадлежит ли оно Российской Федерации или ее субъектам, разделяется на две основные группы:
1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на началах хозяйственного ведения или оперативного управления; 2) имущество, поступающее в собственность государства и остающееся не распределенным между его юридическими лицами (например, средства госбюджета, различные фонды, конфискованное, бесхозяйное, выморочное имущество, пошлины и сборы и т.п.). Имущество этой второй группы находится не только в юридическом, но и в фактическом владении государства в лице уполномоченных им государственных органов. Это имущество составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики, входящей в состав Федерации, казну края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения — Москвы или Санкт-Петербурга.
Имущество, составляющее государственную собственность, подлежит регистрации по каждому объекту в реестре собственности, который ведет Комитет по управлению государственным имуществом. Записи объекта в реестре придается правоустанавливающее значение. При отсутствии такой записи право собственности на соответствующий объект не может считаться установленным.
В Гражданском кодексе РФ муниципальная собственность представляет собой самостоятельную форму собственности. Поэтому попытки объединить государственную и муниципальную собственность в единую публичную собственность представляются не заслуживающими поддержки.
Муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
От имени муниципального образования управление такой собственностью осуществляют представительные (выборные) органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.
Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, и порядок такой передачи определены в Приложении № 3 к упомянутому ранее постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 и в распоряжении Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп.
Муниципальное имущество, так же как и государственное, делится на две группы. Первую из них составляет имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и управление и закрепленное за ними на принципах хозяйственного ведения или оперативного управления. Вторую часть муниципальной собственности составляет казна соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, представляющая собой муниципальное имущество, не закрепляемое за предприятиями или учреждениями и находящееся в непосредственном ведении муниципального образования.