
Экологическое право — это новая формирующаяся отрасль рос-сийского права. Ее становление и развитие напрямую связаны с воз-никновением противоречия между обществом и природой, обострением экологического кризиса, остро проявившегося в XX в., в особенности его второй половине.
Термин «экология» был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этим понятием, содержались в трудах многих ученых начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздел че-ловеческих знаний об окружающей природной среде получил в био-логической науке, особенно в последарвинский период. Ныне проблемы экологизации коснулись практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные причины, состоящие главным образом в обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества.
Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных отношений. Экологическое право — это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной сре-ды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Более четко определить предмет экологического права позволяет сравнение его с предметом смежных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, одной из ос-новных задач которых также является охрана и рациональное использо-вание окружающей природной среды. Однако предметом указанных от-раслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.
Экологическое право — одна из отраслей юридической науки, представляющая собой систему научных знаний об охране, оздоров-лении и улучшении окружающей природной среды. Эта отрасль нахо-дится в становлении и развитии и имеет свои принципы и особенности, основные институты.
Системы экологического права как науки и учебной дисциплины совпадают. Они состоят из общей, особенной и специальной частей.
В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, его источники, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, государственное регулирование природополь-зования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Субъектами экологических правоотношений, т.е. его участниками, являются граждане, общественные и иные некоммерческие организации, юридические лица, государство и его органы, органы местного самоуправления. Степень и характер их участия в экологических пра-воотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают в большинстве случаев как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает их активного участия в охране этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование использования и охраны окружающей природной среды.
Объекты экологических правоотношений подразделяются в юри-дической литературе на три категории:
интегрированные — окружающая природная среда в целом; дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);
особо охраняемые — государственные природные заповедники, на-циональные природные парки, природные заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
В новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды» объектам охраны окружающей среды посвящена специальная статья, статья 4, в которой говорится, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земля, недра, почвы; поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их ге-нетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке, говорится в Законе, подлежат охране естественные экологические системы, природные ландшафты и при-родные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Права и обязанности субъектов экологи-ческих правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому содержанию права одного участника правоотношения, как правило, корреспондирует соответствующая обязанность другой стороны. Особое значение для характеристики экологических правоотношений имеют права граждан. Права человека вообще, в том числе и в области экологических правоотношений, стали краеугольным камнем, одним из основных постулатов современной цивилизации. На их основе пытаются решать многие проблемы современности, в том числе и экологические. Не удивительно поэтому, что и по нашей Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благо-приятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция пре-дусматривает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в Фе-деральном законе «Об охране окружающей среды». Правам и обязанно-стям граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды посвящена гл. III Закона, в ст. 11 которой говорится, что каждый гражданин имеет право на благопри-ятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан от 22 июля 1993 г. предусмотрены права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах. Здесь, в частности, предусмотрено, что гражданам Российской Феде-рации, проживающим в районах, признанных в установленном зако-нодательном порядке экологически неблагополучными, гарантируется бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемио-логическом благополучии населения» предусмотрены права и обязан-ности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе их права на благоприятную среду обитания.
В соответствии с действующим законодательством граждане имеют право:
на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрез-вычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возме-щение вреда окружающей среде;
создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области окружающей среды;
направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам окружающей среды и в иных не противоречащих законо-дательству Российской Федерации акциях;
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Граждане обязаны:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.
Важным является вопрос о праве собственности на природные ре-сурсы. От того или иного решения его во многом зависит правовое ре-гулирование многих вопросов рационального использования и охраны природных ресурсов. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и дея-тельности народов, проживающих на соответствующей территории. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она выступает и как главное средство производства, и как про-странственный базис всякой иной деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельские жители тесно связаны и в быту, и в производстве.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которое в со-ответствии с законом не может принадлежать им (ст. 213 ГК РФ). Право граждан иметь землю в частной собственности закреплено в Кон-ституции РФ (ст. 36).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природ-ными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит'УФгерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной, муниципальной собственности, являются государственной собствен-ностью. Она выступает в виде федеральной собственности и собствен-ности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Фе-дерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, ав-тономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Муниципальной собственностью является имущество, в том числе природные ресурсы, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Важную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играют государственные органы. Несмотря на усиление и переход в условиях рыночной экономики на преимущественно экономические методы управления, роль админи-стративно-правового механизма в данной сфере остается значительной и во многом определяющей, что обусловлено спецификой скла-дывающихся здесь отношений.
Основными функциями управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются:
нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;
организаторская деятельность в данной сфере, в том числе плани-рование, финансирование, лицензирование;
мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства.
Обеспечение рационального природопользования и охраны окру-жающей среды — задача всего государственного механизма, всех орга-нов государственной власти. Вместе с тем в системе государственных органов выделяются специально уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение рационального использования и охраны окружающей природной среды.
Как предусмотрено Конституцией РФ (ст. 72), природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов — республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с данным и другими конституционными положениями, а также положениями, предусмотренными другими нормативными правовыми актами, определяется компетенция соответствующих природоохранных органов.
В целях формирования эффективной системы и структуры феде-ральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, в том числе и в области охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, особо охраняемые природные территории .
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осу-ществляет свою деятельность непосредственно через свои территори-альные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общест-венными объединениями и иными организациями. Она осуществляет контроль и надзор: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изчением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за соблюдением законодательства Российской Федерации и междуна-родных норм и стандартов в области морской среды и природных ре-сурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключи-тельной экономической зоне; за рациональным использованием ми-неральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; за безопасностью гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидро-технических сооружений; государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий .
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет в пре-делах, установленных действующим законодательством, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государ-ственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным агентству; организует госу-дарственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов гео-логического изучения, проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр, проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах по-лезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участков недр, осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, ведение государственного учета и обеспечение изучения недр, функции государственного заказчика федеральных целевых, научно- технических, инновационных программ и др.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет государст-венный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, вла-дение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета, установление воз-раста рубок, утверждение расчетных лесосек, отнесение лесов к группам лесов и категориям защитное™ лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы в другую группу или категорию, лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, о переводе лесных земель в земли других категорий и др.
Федеральное агентство водных ресурсов организует перераспреде-ление водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности, подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых меро-приятий, мероприятий по проектированию и установлению водо-охранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воз-действия вод и др.
Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Ми-нистерства сельского хозяйства Российской Федерации. В его ведение были переданы организации упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по рыбному хозяйству: Агентство проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд; осуществляет в установленном порядке полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для осуществления функций в установленной Положением о нем сфере деятельности; государственный учет и мониторинг состояния водных биологических ресурсов и др.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окру-жающей среды осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области метеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Руководство деятельностью Федеральной службой по гидрометео-рологии и мониторингу окружающей среды осуществляет Правительство РФ .
Значительную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играет государственная и об-щественная экологическая экспертиза. Ее основными принципами являются:
презумпция потенциальной экологической опасности любой на-мечаемой хозяйственной или иной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экс-пертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверность и полнота информации, представляемой на эколо-гическую экспертизу;
независимость экспертов и др. (ст. 3 Федерального закона «Об эколо-гической экспертизе»*).
К общей части относятся также такие институты экологического права, как экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, экологический контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Особенная часть экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы согласно ст. 9 Конституции являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Ведущее место среди природных ресурсов, несомненно, занимает земля. Она — пространственный базис всякой деятельности, главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, земля обладает и такими особенностями, также оказывающими влияние на ее правовой режим, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость, а также таким уникальным свойством, как плодородие, которое при научно обоснованном использовании земли делает ее практически неисчерпаемым природным ресурсом.
Особо важную роль играет земля в сельском хозяйстве, где заняты огромные земельные площади, от рационального использования и ох-раны которых зависит обеспечение и продовольственной, и экологи-ческой безопасности страны. Сельские жители наиболее тесно связаны с природой и в быту, и в производстве. От них в немалой степени зависят рациональное использование и охрана не только земли, но и других природных ресурсов. Именно этим обусловлены следующие положения, содержащиеся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 42): при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные органзации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.
Указанные требования в области охраны окружающей среды имеют особо важное значение для животноводческих ферм и комплексов, дея-тельность которых нередко причиняет существенный вред здоровью населения и окружающей природной среде. Нарушение приведенных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Существенное влияние на состояние окружающей природной среды и экологической обстановки в целом оказывает проведение мелиоративных работ. Как предусмотрено Федеральным законом от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель» , мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рыночной инфраструктуры земельных угодий. Определен Законом порядок проведения мелиоративных работ, а также предусмотрено, что строительство на мелиорируемых землях объектов и проведение других работ, не связанных с мелиорацией земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режима почв на мелиорируемых землях или препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Перевод мелиорированных земель в иные, изъятие их осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Под строгий государственный и общественный контроль должно быть поставлено применение в сельском хозяйстве пестицидов, гер-бицидов, дефолиантов и других химических веществ, в противном случае применение химии может повлечь немалые беды, в том числе и необратимые негативные последствия для самого сельского хозяйства. Правовое регулирование применения в сельском хозяйстве химических веществ осуществляется на основе Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» .
Исходя из большого социального, политического и экономического значения рационального использования и охраны земель в сельском хозяйстве, в особой правовой регламентации нуждается обеспечение плодородия этих земель. Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон от 16 июня 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сель-скохозяйственного назначения» .
Важное место в экологическом праве занимает правовое регули-рование отношений по рациональному использованию и охране недр. Недра согласно действующему законодательству — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков и про
стирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Земля России богата разнообразными полезными ископаемыми, обеспечивающими материально-сырьевую базу для эффективного функционирования отечественной экономики. По оценкам специалистов, подземные богатства России оцениваются в 30, США — в 8, Китая — 6,5, Европы — 0,5 трлн долларов. Однако эти богатства не беспредельны. Многие из них относятся к так называемым невозобновимым природным ресурсам и рано или поздно они иссякнут. Поэтому рациональное, бережное использование и надлежащая их охрана являются одной из первоочередных задач. Этим, очевидно, и должны определяться основные направления развития нашего законодательства о недрах.
Согласно действующему законодательству собственность на недра может быть только государственной. В отличие от права собственности на землю здесь право частной собственности полностью исключается. Согласно Закону Российской Федерации «О недрах»
Оказание ритуальных услуг в Балашихе - https://ritualnye-uslugi.pro/