Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
Комитет ПАСЕ предложил вернуть российской делегации ее полномочия
Комитет по мониторингу Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) рекомендовал вернуть российской делегации ее права, но выдвинул для этого ряд условий. Об этом говорится в проекте резолюции ...

СКР возбудил дела по фактам обстрела жителей Донбасса
Следственный комитет России возбудил несколько уголовных дел по фактам обстрелов украинскими военными жителей Донбасса. Об этом сообщила официальный представитель ведомства Светлана Петренко 26 июня.

В Конгрессе США предложили запретить Трампу воевать с Ираном
Два американских конгрессмена предложили поправку к военному бюджету, запрещающие президенту США Дональду Трампу начинать военную операцию против Ирана, говорится в официальном заявлении одного из ...

Архив новостей
Облако тегов

VI. Экологическое правоВсе про экологическое право

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Экологическое право — это новая формирующаяся отрасль рос-сийского права. Ее становление и развитие напрямую связаны с воз-никновением противоречия между обществом и природой, обострением экологического кризиса, остро проявившегося в XX в., в особенности его второй половине.


Термин «экология» был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этим понятием, содержались в трудах многих ученых начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздел че-ловеческих знаний об окружающей природной среде получил в био-логической науке, особенно в последарвинский период. Ныне проблемы экологизации коснулись практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные причины, состоящие главным образом в обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества.


Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных отношений. Экологическое право — это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.


Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной сре-ды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Более четко определить предмет экологического права позволяет сравнение его с предметом смежных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, одной из ос-новных задач которых также является охрана и рациональное использо-вание окружающей природной среды. Однако предметом указанных от-раслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.


Экологическое право — одна из отраслей юридической науки, представляющая собой систему научных знаний об охране, оздоров-лении и улучшении окружающей природной среды. Эта отрасль нахо-дится в становлении и развитии и имеет свои принципы и особенности, основные институты.


Системы экологического права как науки и учебной дисциплины совпадают. Они состоят из общей, особенной и специальной частей.


В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, его источники, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, государственное регулирование природополь-зования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.


Субъектами экологических правоотношений, т.е. его участниками, являются граждане, общественные и иные некоммерческие организации, юридические лица, государство и его органы, органы местного самоуправления. Степень и характер их участия в экологических пра-воотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают в большинстве случаев как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает их активного участия в охране этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование использования и охраны окружающей природной среды.


Объекты экологических правоотношений подразделяются в юри-дической литературе на три категории:


интегрированные — окружающая природная среда в целом; дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);


особо охраняемые — государственные природные заповедники, на-циональные природные парки, природные заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.


В новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды» объектам охраны окружающей среды посвящена специальная статья, статья 4, в которой говорится, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:


земля, недра, почвы; поверхностные и подземные воды;


леса и иная растительность, животные и другие организмы и их ге-нетический фонд;


атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.


В первоочередном порядке, говорится в Законе, подлежат охране естественные экологические системы, природные ландшафты и при-родные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.


Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.


Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Права и обязанности субъектов экологи-ческих правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому содержанию права одного участника правоотношения, как правило, корреспондирует соответствующая обязанность другой стороны. Особое значение для характеристики экологических правоотношений имеют права граждан. Права человека вообще, в том числе и в области экологических правоотношений, стали краеугольным камнем, одним из основных постулатов современной цивилизации. На их основе пытаются решать многие проблемы современности, в том числе и экологические. Не удивительно поэтому, что и по нашей Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются одной из основ конституционного строя Российской Федерации.


Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благо-приятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция пре-дусматривает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).


Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в Фе-деральном законе «Об охране окружающей среды». Правам и обязанно-стям граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды посвящена гл. III Закона, в ст. 11 которой говорится, что каждый гражданин имеет право на благопри-ятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.


В Основах законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан от 22 июля 1993 г. предусмотрены права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах. Здесь, в частности, предусмотрено, что гражданам Российской Феде-рации, проживающим в районах, признанных в установленном зако-нодательном порядке экологически неблагополучными, гарантируется бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.


Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемио-логическом благополучии населения» предусмотрены права и обязан-ности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе их права на благоприятную среду обитания.


В соответствии с действующим законодательством граждане имеют право:


на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрез-вычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возме-щение вреда окружающей среде;


создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области окружающей среды;


направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;


принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам окружающей среды и в иных не противоречащих законо-дательству Российской Федерации акциях;


выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;


оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;


обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Граждане обязаны:


сохранять природу и окружающую среду;


бережно относиться к природе и природным богатствам;


соблюдать иные требования законодательства.


Важным является вопрос о праве собственности на природные ре-сурсы. От того или иного решения его во многом зависит правовое ре-гулирование многих вопросов рационального использования и охраны природных ресурсов. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.


Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и дея-тельности народов, проживающих на соответствующей территории. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она выступает и как главное средство производства, и как про-странственный базис всякой иной деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельские жители тесно связаны и в быту, и в производстве.


В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которое в со-ответствии с законом не может принадлежать им (ст. 213 ГК РФ). Право граждан иметь землю в частной собственности закреплено в Кон-ституции РФ (ст. 36).


Владение, пользование и распоряжение землей и другими природ-ными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит'УФгерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц.


Все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной, муниципальной собственности, являются государственной собствен-ностью. Она выступает в виде федеральной собственности и собствен-ности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Фе-дерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, ав-тономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).


Муниципальной собственностью является имущество, в том числе природные ресурсы, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.


Важную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играют государственные органы. Несмотря на усиление и переход в условиях рыночной экономики на преимущественно экономические методы управления, роль админи-стративно-правового механизма в данной сфере остается значительной и во многом определяющей, что обусловлено спецификой скла-дывающихся здесь отношений.


Основными функциями управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются:


нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;


организаторская деятельность в данной сфере, в том числе плани-рование, финансирование, лицензирование;


мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства.


Обеспечение рационального природопользования и охраны окру-жающей среды — задача всего государственного механизма, всех орга-нов государственной власти. Вместе с тем в системе государственных органов выделяются специально уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение рационального использования и охраны окружающей природной среды.


Как предусмотрено Конституцией РФ (ст. 72), природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов — республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с данным и другими конституционными положениями, а также положениями, предусмотренными другими нормативными правовыми актами, определяется компетенция соответствующих природоохранных органов.


В целях формирования эффективной системы и структуры феде-ральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, в том числе и в области охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, особо охраняемые природные территории .


Министерство природных ресурсов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.


Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осу-ществляет свою деятельность непосредственно через свои территори-альные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общест-венными объединениями и иными организациями. Она осуществляет контроль и надзор: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изчением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за соблюдением законодательства Российской Федерации и междуна-родных норм и стандартов в области морской среды и природных ре-сурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключи-тельной экономической зоне; за рациональным использованием ми-неральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; за безопасностью гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидро-технических сооружений; государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий .


Федеральное агентство по недропользованию осуществляет в пре-делах, установленных действующим законодательством, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государ-ственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным агентству; организует госу-дарственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов гео-логического изучения, проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр, проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах по-лезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участков недр, осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, ведение государственного учета и обеспечение изучения недр, функции государственного заказчика федеральных целевых, научно- технических, инновационных программ и др.


Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет государст-венный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, вла-дение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета, установление воз-раста рубок, утверждение расчетных лесосек, отнесение лесов к группам лесов и категориям защитное™ лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы в другую группу или категорию, лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, о переводе лесных земель в земли других категорий и др.


Федеральное агентство водных ресурсов организует перераспреде-ление водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности, подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых меро-приятий, мероприятий по проектированию и установлению водо-охранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воз-действия вод и др.


Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Ми-нистерства сельского хозяйства Российской Федерации. В его ведение были переданы организации упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по рыбному хозяйству: Агентство проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд; осуществляет в установленном порядке полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для осуществления функций в установленной Положением о нем сфере деятельности; государственный учет и мониторинг состояния водных биологических ресурсов и др.


Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окру-жающей среды осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области метеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Руководство деятельностью Федеральной службой по гидрометео-рологии и мониторингу окружающей среды осуществляет Правительство РФ .


Значительную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играет государственная и об-щественная экологическая экспертиза. Ее основными принципами являются:


презумпция потенциальной экологической опасности любой на-мечаемой хозяйственной или иной деятельности;


обязательность проведения государственной экологической экс-пертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;


комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;


обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;


достоверность и полнота информации, представляемой на эколо-гическую экспертизу;


независимость экспертов и др. (ст. 3 Федерального закона «Об эколо-гической экспертизе»*).


К общей части относятся также такие институты экологического права, как экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, экологический контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения.


Особенная часть экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы согласно ст. 9 Конституции являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.


Ведущее место среди природных ресурсов, несомненно, занимает земля. Она — пространственный базис всякой деятельности, главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, земля обладает и такими особенностями, также оказывающими влияние на ее правовой режим, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость, а также таким уникальным свойством, как плодородие, которое при научно обоснованном использовании земли делает ее практически неисчерпаемым природным ресурсом.


Особо важную роль играет земля в сельском хозяйстве, где заняты огромные земельные площади, от рационального использования и ох-раны которых зависит обеспечение и продовольственной, и экологи-ческой безопасности страны. Сельские жители наиболее тесно связаны с природой и в быту, и в производстве. От них в немалой степени зависят рациональное использование и охрана не только земли, но и других природных ресурсов. Именно этим обусловлены следующие положения, содержащиеся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 42): при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные органзации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.


Указанные требования в области охраны окружающей среды имеют особо важное значение для животноводческих ферм и комплексов, дея-тельность которых нередко причиняет существенный вред здоровью населения и окружающей природной среде. Нарушение приведенных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.


Существенное влияние на состояние окружающей природной среды и экологической обстановки в целом оказывает проведение мелиоративных работ. Как предусмотрено Федеральным законом от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель» , мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рыночной инфраструктуры земельных угодий. Определен Законом порядок проведения мелиоративных работ, а также предусмотрено, что строительство на мелиорируемых землях объектов и проведение других работ, не связанных с мелиорацией земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режима почв на мелиорируемых землях или препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Перевод мелиорированных земель в иные, изъятие их осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.


Под строгий государственный и общественный контроль должно быть поставлено применение в сельском хозяйстве пестицидов, гер-бицидов, дефолиантов и других химических веществ, в противном случае применение химии может повлечь немалые беды, в том числе и необратимые негативные последствия для самого сельского хозяйства. Правовое регулирование применения в сельском хозяйстве химических веществ осуществляется на основе Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» .


Исходя из большого социального, политического и экономического значения рационального использования и охраны земель в сельском хозяйстве, в особой правовой регламентации нуждается обеспечение плодородия этих земель. Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон от 16 июня 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сель-скохозяйственного назначения» .


Важное место в экологическом праве занимает правовое регули-рование отношений по рациональному использованию и охране недр. Недра согласно действующему законодательству — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков и про


стирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.


Земля России богата разнообразными полезными ископаемыми, обеспечивающими материально-сырьевую базу для эффективного функционирования отечественной экономики. По оценкам специалистов, подземные богатства России оцениваются в 30, США — в 8, Китая — 6,5, Европы — 0,5 трлн долларов. Однако эти богатства не беспредельны. Многие из них относятся к так называемым невозобновимым природным ресурсам и рано или поздно они иссякнут. Поэтому рациональное, бережное использование и надлежащая их охрана являются одной из первоочередных задач. Этим, очевидно, и должны определяться основные направления развития нашего законодательства о недрах.


Согласно действующему законодательству собственность на недра может быть только государственной. В отличие от права собственности на землю здесь право частной собственности полностью исключается. Согласно Закону Российской Федерации «О недрах»

  • Просмотров: 1523
  • 10-01-2014, 13:40
 (голосов: 0)
Комментарии (0)
Комментарии