Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
ФБР рассекретило документы о бегстве Гитлера
Федеральное бюро расследований США рассматривало версию о побеге Адольфа Гитлера в Аргентину в 1945 году. Об этом говорится в рассекреченных документах, опубликованных на сайте ФБР.

Назарбаев рассказал о подготовке к отставке с поста президента
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал о процессе подготовки к своей отставке с поста главы страны.

Судьи Киевского суда подали иск против Порошенко
Судьи Окружного административного суда Киева, принимавшие решение о денационализации Приватбанка, подали иск против действующего президента Украины Петра Порошенко. По их словам, глава государства, а ...

Архив новостей
Облако тегов

VIII. Правовые средства защиты тайнГосударственная тайна

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) государственной тайной признаются защищаемые го-сударством сведения в области его военной, внешнеполитической, эконо-мической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.


К государственной тайне относятся:


1) сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке, производстве и объемах хранения и утилизации ядерных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и др.;


2) сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение, и проч.);


3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической дея-тельности, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;


4) сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и средствах защиты секретной информации и др.


В Законе «О государственной тайне» специально оговаривается, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, о состоянии преступности, о привилегиях и льготах, предоставляемым государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности.


Как указано в ст. 10 Закона «О государственной тайне», отнесение к государственной тайне информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, возможно только в том случае, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Этот Перечень состоит из четырех разделов: сведения в военной области; сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; сведения в области экономики, науки и техники; сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Перечень утверждается Указом Президента РФ и публи-куется в доступных для граждан изданиях. Так, действующий в настоя-щее время Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. В Перечень в за-висимости от конкретной ситуации в стране могут вноситься опреде-ленные изменения и дополнения . Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия по зашите государственной тайны . Ко-миссии предоставлено право: формировать перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; формировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; подготавливать и представлять в Правительство РФ нормативные и методические доку-менты, обеспечивающие реализацию федерального законодательства о государственной тайне; разрабатывать предложения по совершенст-вованию защиты государственной тайны; определять порядок рассек-речивания носителей сведений, составляющих государственную тайну; рассматривать запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне; принимать решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением и организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации; давать заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; опротестовывать предложения о продлении 30-летнего срока засекре-чивания сведений, составляющих государственную тайну.


В состав Межведомственной комиссии входят руководители феде-ральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ.


Большое практическое значение в настоящее время приобретает вопрос о доступе должностных лиц и граждан России к государственной тайне. Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме.


В зависимости от уровня секретности сведений, составляющих го-сударственную тайну, установлены три формы допуска: первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами. Допуск граждан по третьей форме осуществляется руководителем организации, где работает гражданин.


Статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» гласит, что допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном по-рядке и предусматривает: принятие на себя обязательств перед госу-дарством по нераспространению доверенных им сведений, состав-ляющих государственную тайну; согласие на частичные временные ограничения их прав; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформленное лицо.


Закон «О государственной тайне» (ст. 22) называет ряд оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне. Среди них: признание судом гражданина недееспособным, особо опасным реци-дивистом; постоянное проживание гражданина и его родственников за рубежом; наличие у гражданина судимости и т.п.


Для определенной категории граждан существует особый порядок допуска к государственной тайне. Среди этих граждан члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, адвокаты, участ-вующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без оформления допуска. Конечно, это не означает, что указанная категория лиц не может быть привлечена к ответственности за нарушение государственной тайны. В частности, нарушение госу-дарственной тайны любым лицом, обладающим этой тайной, может повлечь за собой привлечение виновного к уголовной ответственности. Так, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены, в соответствий со ст. 283 УК России наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же деяния,


повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Под тяжкими последствиями следует понимать переход секретных сведений в руки иностранной разведки, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, проверка стратегических научных исследований и разработок, необходимость переоснащения военных объектов и т.п.


Наряду с разглашением государственной тайны уголовно наказуемой является утрата документов, содержащих государственную тайну. Суть этого деяния состоит в нарушении лицом, имеющим допуск к го-сударственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий. Утрата документов, содержащих государственную тайну, наказывается ограни-чением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Просмотров: 2888
  • 31-12-2013, 10:25
 (голосов: 1)
Комментарии (0)
Комментарии