Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
ФБР рассекретило документы о бегстве Гитлера
Федеральное бюро расследований США рассматривало версию о побеге Адольфа Гитлера в Аргентину в 1945 году. Об этом говорится в рассекреченных документах, опубликованных на сайте ФБР.

Назарбаев рассказал о подготовке к отставке с поста президента
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал о процессе подготовки к своей отставке с поста главы страны.

Судьи Киевского суда подали иск против Порошенко
Судьи Окружного административного суда Киева, принимавшие решение о денационализации Приватбанка, подали иск против действующего президента Украины Петра Порошенко. По их словам, глава государства, а ...

Архив новостей
Облако тегов

VIII. Правовые средства защиты тайнСлужебная и коммерческая тайны

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Одним из самых .распространенных и значимых видов конфиден-циальной информации является информация, составляющая служебную коммерческую тайны.


В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет дей-ствительную или потенциальную коммерческую ценность в силу не-известности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.


Понятия служебная и коммерческая тайна имеют определенные различия. Считается, что состав и объем сведений, составляющих слу-жебную и коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются го-сударственными органами управления в отношении служебной и предпринимателем — в отношении коммерческой тайны.


В ведомственных нормативных актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государст-венной власти. Если сведения, которые принято относить к государст-венной тайне, носят обобщенный, межведомственный характер, то ин- статут служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. В остальном же принципиальных различий между госу-дарственной и служебной тайной практически нет, поэтому в реальной жизни в соответствующих правовых актах служебная и государственная тайна рассматриваются как синонимы с той лишь разницей, что общест-венная опасность распространения сведений, составляющих служебную тайну, существенно ниже, чем государственную. Обобщение практики государственных и коммерческих структур показывает, что чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрово-го состава предприятия (организации); структуры организации управ-ленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.


Коммерческая тайна является охраняемым законом правом на за-секречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Правовая охрана информации, составляющей коммер-ческую тайну, предоставляется гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также юридическим лицам, зарегист-рированным на территории России. Правовая охрана распространяется на коммерческую тайну независимо от вида носителя информации и формы ее представления. Законодательством РФ предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц .


Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, опреде-ляется руководителем предприятия (организации). Вместе с тем его полномочия в этой части законом могут быть ограничены. Так, к ком-мерческой тайне не может быть отнесена:


— информация, содержащаяся в учредительных документах;


— информация, содержащаяся в документах, дающих право зани-маться предпринимательской деятельностью;


— информация, содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и дру-гих формах годовой бухгалтерской отчетности, в том числе в иных до-кументах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обяза-тельных платежей;


— информация, содержащая сведения об оплачиваемой деятельно-сти государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и составе работников, о наличии свободных рабочих мест;


— информация об использовании имущества, содержащаяся в го-довых отчетах фондов;


— информация, подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;


— информация о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций;


— информация о хранении, об использовании или о перемещении материалов и об использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья населения или окружающей среды, о соблюдении экологического и антимонопольного законодательства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализации причиняющей вред здоровью населения продукции, о других нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;


— информация о реализации государственных программ прива-тизации и об условиях приватизации конкретных объектов;


— информация о размерах имущества и вложенных средствах при его приватизации;


— информация о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами;


— информация, для которой введены ограничения на установление режима коммерческой тайны федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом.


Обладателю коммерческой тайны предоставлены широкие права. Он, в частности, имеет право: сам устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны; использовать коммерческую тайну в экономической деятельности, в том числе в собственном производстве товаров, работ или услуг; передавать другим лицам на основании договоров, а также включать указанную информацию в гражданский оборот иными способами; на правовую защиту режима коммерческой тайны; требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки. С другой стороны, обязавшийся не разглашать коммер-ческую тайну вправе рассчитывать на денежное или иное вознаграж-дение со стороны обладателя коммерческой тайны; на возмещение убытков, причиненных использованием информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицом в своих интересах.


Обладатель коммерческой тайны имеет право устанавливать режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны — это система правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны (физическое или юридическое лицо, которому в силу служебного положения, договора или на ином законном основании известна ком-мерческая тайна другого лица) по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации.


Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим ком-мерческой тайны, если это следует из обязательств, содержащихся в договоре, заключенном с обладателем коммерческой тайны. В других случаях конфидент коммерческой тайны обязан соблюдать режим коммерческой тайны, установленный ее обладателем.


Гриф коммерческой тайны содержит словосочетание «коммерческая тайна», свидетельствующее о принадлежности информации к коммерческой тайне. Указанный гриф обладатель коммерческой тайны или конфидент проставляют на носителе информации и (или) сопрово-дительном документе. На документах, содержащих коммерческую тайну и передаваемых в органы государственной власти, иные государст-венные органы и органы местного самоуправления, гриф «коммерческая тайна» проставляется на носителях в обязательном порядке.


Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии вновь получаемой информации к коммерческой тайне, срок действия режима коммерческой тайны и совокупность мер по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении получаемой информации.


Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение с соответствующими лицами соглашений (обя-зательств) о неразглашении коммерческой тайны. Если, к примеру, руководитель предприятия не заключит с сотрудниками, допущенными к секретам производства, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, он не будет иметь никаких правовых рычагов воздействия на лицо, нарушившее режим коммерческой тайны. Помимо договора с сотрудниками о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, у обладателя и конфидента коммерческой тайны есть и другие меры по обеспечению ее режима. Это, в частности: установление особого порядка доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, проставление специального грифа на документах, ограничение круга лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Подчас сведения, составляющие коммерческую тайну, как бы расчленяются между отдельными сотрудниками предприятия. В целом же никто, включая руководителя, не обладает полным набором информации о технологии производства. Например, так с секретами работают на всемирно известной фирме Coca-Cola, где с момента образования предприятия никому не удалось узнать тайну изготовления этого напитка.


Режим коммерческой тайны может быть изменен или отменен об-ладателем коммерческой тайны. Конечно, при этом не должны быть нарушены обязательства, принятые на себя обладателем коммерческой тайны, при заключении соглашения о конфиденциальности или гражданско-правового договора (трудового договора, договора с орга-ном государственной власти, иным государственным органом или до-говора с органом местного самоуправления). При изменении или отмене режима коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеется соответствующее соглашение или соответствующий договор.


В настоящее время нередки ситуации ликвидации юридического лица — обладателя коммерческой тайны. Чтобы избежать всякого рода нежелательных последствий, связанных с возможной утратой ком-мерческой тайны, ликвидационной комиссии предоставлено право принимать решение о возможности и порядке дальнейшего использо-вания и охраны информации, составляющей коммерческую тайну ликвидируемого юридического лица.


В реальной жизни гражданин в результате проведенных им исследо-ваний и разработок, не нарушая существующий порядок сбора и обра-ботки информации, становится обладателем сведений, которые по своему содержанию могут совпадать с коммерческой тайной другого лица. В таком случае в соответствии с Федеральным законом о коммерческой тайне этот гражданин становится обладателем коммерческой тайны.


Большое практическое значение имеет правильное и полное решение вопросов об охране коммерческой тайны в трудовых отношениях. Прежде всего, важно обеспечить выполнение обязательств работника по соблюдению установленного работодателем режима коммерческой тайны. Эти обязательства возлагаются на работника, которому ком-мерческая тайна становится известна в соответствии с условиями тру-дового договора (контракта) или в соответствии с соглашением о соблюдении режима коммерческой тайны, заключенным в период трудовых отношений. Допуск работника к коммерческой тайне осу-ществляется с его согласия и предусматривает: ознакомление с поло-жениями законодательства РФ о коммерческой тайне, предусмат-ривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны; принятие обязательств перед работодателем но соблюдению установленного режима коммерческой тайны; ознакомление с перечнем сведений, которые составляют коммерческую тайну работодателя и к которым работник имеет право доступа; установление размера он- латы труда работника с учетом выплаты компенсации за взятые им на себя обязательства о соблюдении режима коммерческой тайны. Размер такой компенсации устанавливается соглашением между работником и работодателем. Тут важно иметь в виду, что порядок и условия компенсаций для должностных лиц и граждан, допущенных к госу-дарственной тайне, более конкретны. За работу со сведениями, имею-щими степень секретности «особой важности», размер ежемесячной надбавки к должностному окладу составляет 25%, «совершенно сек-ретно» — 20%, «секретно» — 10%. Конфидент коммерческой тайны, связанный с обладателем коммерческой тайны трудовыми отношениями, имеет право обжаловать в судебном порядке установление режима коммерческой тайны и (или) принятие обладателем коммерческой тайны мер по реализации указанного режима в отношении информации, которая стала известна конфиденту коммерческой тайны или может'стать ему известной в результате его трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны.


Своеобразно решается вопрос об обязательствах работника в связи с коммерческой тайной после прекращения им трудовых отношений с работодателем. В этой ситуации обязательства работника о неразгла-шении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника.


Специальной оговоркой в соглашении возможно увеличить или уменьшить этот срок. При увольнении работник обязан вернуть ра-ботодателю все имеющиеся у него носители коммерческой информации.


В ведомственных и других актах предприятий и организаций, как правило, подробно описаны особенности правовой охраны ноу-хау в режиме коммерческой тайны. В частности, автору ноу-хау принадлежит право авторства. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется в течение срока действия режима коммерческой тайны . Имущественные права на ноу-хау принадлежат автору, если он является обладателем ноу-хау. Имея имущественные права на ноу-хау, автор может: использовать ноу-хау в собственном производстве; передать свои имущественные права на него другому лицу; получать денежное вознаграждение от использования ноу-хау. Имущественные права возникают в силу факта создания ноу-хау и принятия мер по его охране. Для возникновения имущественных прав на ноу- хау не требуется осуществления каких-либо формальностей, связанных с регистрацией, получением патента и т.д. Конечно, это не означает, что обладатель ноу-хау не может его зарегистрировать в добровольном порядке.


Имущественные права на ноу-хау могут быть переданы их облада-телем полностью или частично другому лицу либо как отдельный объект гражданского права по договору о передаче ноу-хау, либо в составе комплекса исключительных прав по лицензионному договору, договору о купле-продаже предприятия как имущественного комплекса, договору коммерческой концессии. Договор должен заключаться в письменной форме. В нем необходимо определить такие существенные условия договора, как порядок передачи ноу-хау, обязательства сторон по установлению и соблюдению режима коммерческой тайны, объем и способы использования ноу-хау, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.


Имущественные права физического лица на ноу-хау наследуются в установленном законом порядке, а при реорганизации юридического лица права на ноу-хау переходят к вновь возникшему юридическому лицу в порядке правопреемства. При ликвидации юридического лица ликвидатор в зависимости от конкретной ситуации принимает решение о переходе прав на ноу-хау в порядке, предусмотренном законода-тельством Российской Федерации.


Несколько иначе решается вопрос об имущественных правах на ноу-хау, созданное в порядке выполнения служебного задания, т.е. во время производственной деятельности работника, оплачиваемой ра-ботодателем. В такой ситуации имущественные права на ноу-хау при-надлежат работодателю, правда, при условии, если в договоре между работодателем и работником не предусмотрено иное. Если работодатель использует в собственном производстве или продает лицензию на использование ноу-хау, он должен выплатить автору ноу-хау возна-граждение, не связывая это с получаемой работником заработной пла-той. Работодатель не имеет имущественных прав на ноу-хау, принад-лежащие работнику до установления трудовых отношений между ними. Вместе с тем работодатель может приобрести имущественные права на ноу-хау своего работника в порядке, установленном законодательством России.


В настоящее время довольно значительное количество научных ис-следований и разработок осуществляется по заказу коммерческих структур, отдельных граждан. В этом случае имущественные права на ноу-хау, созданное в порядке выполнения гражданско-правового до-говора, имеют свои особенности. Если в договоре на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ не предусмотрено иное и заказчиком по указанному договору не является орган государственной власти, иной орган местного самоуправления, имущественные права на ноу-хау, созданное в порядке выполнения договора, принадлежат заказчику; исполнителю работ по договору принадлежит право использовать ноу-хау, полученное в порядке выполнения договора, в собственном производстве товаров (работ или услуг); исполнитель работ по договору не вправе передавать права на указанное ноу-хау третьим лицам без разрешения заказчика в письменной форме.


Получение заказчиком прав на использование ноу-хау, созданное в порядке выполнения гражданско-правового договора, не влечет за собой безвозмездное получение им прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных до выполнения или неза-висимо от выполнения данного договора и использованных исполни-телем при его выполнении. Особого внимания заслуживает вопрос об имущественных правах на ноу-хау, созданное в порядке выполнения договора с органом государственной власти или органом местного са-моуправления. Тут в первую очередь следует иметь в виду, что имущест-венные права на ноу-хау, созданное в порядке выполнения научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по договору с органом государственной власти, иным государственным органом или органом местного самоуправления, в том числе по госу-дарственному контракту, принадлежат исполнителю, если такое ноу- хау не является неотъемлемой частью результатов указанных работ или условием их эффективного и безопасного использования либо если в договоре не оговорено иное. Кроме того, исполнитель должен по тре-бованию заказчика предоставить простую лицензию на использование ноу-хау, полученного в порядке выполнения договора с органом госу-дарственной власти, иным государственным органом или органом ме-стного самоуправления, в том числе государственного контракта, ис-полнителям других работ по договорам с тем же заказчиком.


В этой ситуации предоставление простой лицензии на использование ноу-хау, полученного при выполнении договора с органом госу-дарственной власти, иным государственным органом или органом ме-стного самоуправления, в том числе государственного контракта, не влечет за собой безвозмездное предоставление сопутствующих услуг и передачу прав на использование результатов интеллектуальной дея-тельности, полученных до выполнения или независимо от выполнения данного договора.


В практике нередко возникает много вопросов, связанных с опре-делением круга прав и обязанностей органов государственной власти и управления на доступ к коммерческой тайне.


Законодательство РФ определяет, что эти органы имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах своей компетенции, опреде-ленной законодательством РФ. Одновременно органы государственной власти и управления берут на себя обязательство обеспечить охрану коммерческой тайны от разглашения и неправомерного использования должностными лицами, которым коммерческая тайна стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Органы государст-венной власти и управления, ставшие обладателями коммерческой тай-ны, обязаны обеспечить охрану этой тайны в режиме служебной тайны. Кроме того, органы государственной власти и управления не вправе требовать от обладателя коммерческой тайны обязательного представ-ления принадлежащего ему на законном основании ноу-хау.


Много сложностей возникает при решении вопроса о доступе к коммерческой тайне органов, ведущих расследование уголовных дел. В первую очередь речь идет о доступе к коммерческой тайне банков. Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банков-ской деятельности»] устанавливает процедуру выдачи органам предва-рительного следствия справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также справок по счетам и вкладам физических лиц. Такие справки выдаются только по делам, находящимся в производстве, и только с согласия прокурора. Именно таким образом обеспечивается надзор прокурора за законностью, деятельностью следователя, повышаются гарантии юридических и физических лиц по обеспечению коммерческой тайны.


В определенных ситуациях информация, которая составляет коммер-ческую тайну, может быть отнесена к государственной тайне. Таким об-разом вопрос решается в случае, если информация правомерно и само-стоятельно получена ее обладателем и может быть отнесена к коммерче-ской тайне, но обладатель права на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, имеет основания полагать, что указанная информация также может быть отне-сена к государственной тайне, он получает экспертное заключение о принадлежности указанной информации к государственной тайне.


Не исключено, что обладатель коммерческой тайны не имеет права на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляю-щих государственную тайну. В этой ситуации обладатель коммерческой тайны, имея основания полагать, что эта информация может быть отне-сена к государственной тайне, вправе направить соответствующий за-прос в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны для получения экспертного заключения. После получения экспертного заключения по этому запросу Межведомственная комиссия принимает решение: о наличии в материалах запроса секретных сведений; о степени их секретности; о мерах по обеспечению секретности; о размере денежной компенсации обладателю засекреченной информации.


Решение Межведомственной комиссии, ее экспертное заключение являются обязательными для обладателя коммерческой тайны, которую решено засекретить.


Принимая во внимание государственное значение обеспечения над-лежащего режима обеспечения коммерческой тайны, законодатель оп-ределил систему мер ответственности за нарушение прав на коммерче-скую тайну. Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.


Лицо, которому коммерческая тайна стала известна в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны, в случае умышленного или неосторожного ее разглашения при отсутствии в его действиях состава преступления несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность. Что касается органов государственной власти и управления, то они несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность за разглашение или неправо-мерное использование коммерческой тайны должностными лицами таких органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей.


На практике нередки случаи, когда руководители предприятий и организаций по разным соображениям пытаются чинить препятствия работникам органов государственной власти и управления, которым необходимо ознакомиться с материалами, содержащими коммерческую тайну. Для борьбы с этим явлением установлена ответственность за нарушение прав органов государственной власти, иных государст-венных органов и органов местного самоуправления на доступ к ком-мерческой тайне. Тот, кто не выполняет законные требования долж-ностных лиц органов государственной власти и местного самоуправ-ления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствует осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей, подвергается мерам административного воздействия в соответствии с законодательством РФ.


Все споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматрива-ются судом, арбитражным судом или третейским судом. Обладателю коммерческой тайны предоставлено право самому определять способы защиты своих прав на коммерческую тайну. В процессе этой защиты он может: добиваться подтверждения своих прав обладателя коммерческой тайны; настаивать на пресечении действий, нарушающих режим коммерческой тайны; просить суд обеспечить возмещение убытков, причиненных разглашением или непрерывным использованием коммерческой тайны; в случае невозможности определения размера убытков вследствие нарушения права на коммерческую тайну требовать выплаты компенсации в размере от 50 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда; заключить лицензионный договор или договор о передаче ноу-хау.


Банковская тайна. При всем многообразии форм и видов коммер-ческой тайны наибольшее практическое значение, особенно для спе-циалистов неюридического профиля, имеет правильное и полное решение вопросов, связанных с обеспечением банковской тайны. И это не случайно, поскольку ошибки и просчеты в работе с информацией, касающейся клиентов банка, влекут за собой особо неблагоприятные последствия.


В специальных нормативных актах не дается определения понятия банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, ка-сающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.


В отдельных правовых предписаниях дается детализация общего понятия банковской тайны. Так, например, в ч. 1 ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» подчеркивается, что банковская тайна включает в себя тайну по операциям, счетам и вкладам клиентов и корреспондентов банка, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией. Как следует из содержания ст. 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Банк, руководствуясь этой нормой, вправе сам расширять или сужать перечень сведений, относимых к банковской тайне. Конечно, при этом банк не вправе выходить за рамки запретов, сформулированных федеральным законодательством, касающихся объема сведений, которые нельзя относить к коммерческой тайне.


В Законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие право на получение сведений по юридическим лицам и со-ставляющих банковскую тайну. Это: суды и арбитражные суды; Счетная палата РФ; органы Министерства по налогам и сборам; органы налого-вой полиции; таможенные органы; органы предварительного следствия.


Перечень органов и лиц, имеющих право получать сведения, со-ставляющие банковскую тайну, в отношении физических лиц, значи-тельно сокращен по сравнению с юридическими лицами. Часть 3 ст. 26 устанавливает, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией только: самим клиентам; судам;


органам предварительного следствия. В случае смерти клиента справки по их счетам и вкладам выдаются банком: лицам, указанным владельцем счета или вклада в завещательном распоряжении; нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков; иностранным консульским учреждениям в отношении счетов иностранных граждан.


За разглашение банковской тайны банк, кредитные и иные учрежде-ния, обладающие этой тайной, несут ответственность. Различают два ви-да ответственности: договорная и деликтная. Договорная ответствен-ность предусматривается специальным соглашением между банком и клиентом. Деликтная ответственность регламентирована в ведомствен-ных нормативных актах и в специальных законах. В частности, ст. 74 Фе-дерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает возможность наложения штрафных санкций на банк, нарушивший федеральное законодательство, в том числе и законодательство о коммерческой (банковской) тайне.


В ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» говорится по этому поводу, что кредитные организации, их должностные лица и работники несут ответственность за разглашение банковской тайны, включая возмещение ущерба в порядке, установленном федеральным законом.


Тайна нотариальных действий. Опыт показывает, что успехи ком-мерческой деятельности предприятий и организаций, экономическое благополучие их сотрудников во многом связаны с надлежащим обес-печением тайны нотариальных действий. Правовой базой сохранения нотариальной тайны является Конституция РФ (ст. 2, 18, 23, 24), где провозглашаются права на неприкосновенность частной, личной и семейной тайны, определяются обязанности государства обеспечивать эти права. Кроме того, конкретные вопросы тайны нотариальной деятельности регулируются федеральным законодательством и ведом-ственными нормативными актами. Так, например, в Федеральном законе от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» сроком на 75 лет устанавливаются ограничения на ис-пользование архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан, а также создающих угрозу для их жизни и безопасности жилища. Эти сроки применяются и для архивных данных нотариуса. В этом Законе говорится, что документированные сведения, составляющие государственную или иную (нотариальную) охраняемую законом тайну, могут быть открыты по истечении 30 лет со времени создания этих документов.


В ч. 2 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нота-риате нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать доку-менты, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Справки об этих действиях нотариусом выдаются лишь по требованию суда, прокуратуры, органов предварительного следствия, налоговых органов.


Сохранение нотариальной тайны — одна из важнейших обязанно-стей нотариуса. Эта обязанность зафиксирована в ст. 14 Основ законо-дательства Российской Федерации о нотариате.


В Присяге нотариата, в частности, говорится, что нотариус обязуется хранить профессиональную тайну. Самой нотариальной деятельности присуща конфиденциальность. Иммунитет и гарантии непри-косновенности нотариуса во многом схожи с теми, которыми обладают адвокаты и судьи, что и позволяет нотариусу реально противодейство-вать всякого рода покушениям на нотариальную тайну.


Освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны может только суд при условии, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.


В ряде ситуаций, в основном связанных с проверкой деятельности нотариуса вышестоящими должностными лицами и организациями, нотариальная тайна может стать известна более широкому кругу лиц. Эти должностные лица, в частности должностные лица нотариальной палаты, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны названные должностные лица могут нести дисциплинарную или материальную ответственность.


В некоторых случаях нотариус по собственной инициативе фор-мально нарушает нотариальную тайну, сообщая правоохранительным органам о ставших ему известными фактах преступных действий своих клиентов.


Подобные действия нотариуса являются правомерными, поскольку в иной ситуации нотариус может быть привлечен к уголовной от-ветственности за укрывательство преступлений. В таком случае речь может идти о заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений. Ими в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ признаются умышленные деяния, за совершение которых Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

  • Просмотров: 7585
  • 17-01-2014, 20:15
 (голосов: 1)
Комментарии (0)
Комментарии