
Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти.
Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.
В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих руководство состоит в организаторской деятельности. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, если принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.
Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе и с учетом общественного волеизъявления. Легитимность власти означает также ее признание обществом. Это признание может основываться на традициях (например, признание монархической власти); на определенной харизме носителей власти (привлекательности вождя, «священном даре» лидера и проч.), а также на рациональном выборе властвующих на основе подлинно демократических процедур. книги масс эффект
В демократических государствах придается серьезное значение разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вмешивается в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила — нормы поведения людей и их объединений. Конкретные дела она не решает. Исполнительная власть призвана к строгому исполнению законов. И только. Нельзя допускать, чтобы она в решении разных дел подменяла собой законодателей. Иначе можно ожидать произвола. Точно так же и судебная власть во избежание произвола не должна подменять какую-либо другую. Ее удел — рассматривать правовые споры.
Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.
В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих руководство состоит в организаторской деятельности. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, если принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.
Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе и с учетом общественного волеизъявления. Легитимность власти означает также ее признание обществом. Это признание может основываться на традициях (например, признание монархической власти); на определенной харизме носителей власти (привлекательности вождя, «священном даре» лидера и проч.), а также на рациональном выборе властвующих на основе подлинно демократических процедур. книги масс эффект
В демократических государствах придается серьезное значение разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вмешивается в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила — нормы поведения людей и их объединений. Конкретные дела она не решает. Исполнительная власть призвана к строгому исполнению законов. И только. Нельзя допускать, чтобы она в решении разных дел подменяла собой законодателей. Иначе можно ожидать произвола. Точно так же и судебная власть во избежание произвола не должна подменять какую-либо другую. Ее удел — рассматривать правовые споры.