Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
Путин наградил Аксенова орденом Александра Невского
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом Александра Невского главы Республики Крым Сергея Аксенова за большой вклад в социально-экономическое развитие региона, ...

Глава СБУ уточнил данные о местонахождении Козака и Медведчука
Депутат Верховной рады от фракции "Оппозиционная платформа – За жизнь" Тарас Козак выехал в Россию, а сопредседатель политсилы Виктор Медведчук находится на Украине, но где именно он ...

Путин заслушал доклад Мурашко о помощи пострадавшим при стрельбе в Казани
Президент России Владимир Путин заслушал доклад главы Минздрава Михаила Мурашко о мерах по оказанию помощи пострадавшим в Казани, где во вторник, 11 мая, произошла стрельба в школе, жертвами ...

Архив новостей
Облако тегов

V. Административное правоПравовой статус органов исполнительной власти

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Установление системы федеральных органов государственной вла-сти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (ч. 2 ст. 77). Соответственно Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и необходимость принятия федерального конституционного закона, определяющего порядок деятельности Правительства (ст. 114).


Такой Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» принят парламентом РФ и 17 декабря 1997 г. подписан Президентом РФ. Статья 1 этого Закона устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государст-венной власти Российской Федерации, Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет исполнительную власть РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.


В своей деятельности Правительство РФ руководствуется рядом основных принципов: верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обес-печения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона «О Прави-тельстве Российской Федерации»). О полномочиях Правительства РФ имеются статьи в ряде федеральных законов и указов Президента РФ. Правительству подчинено большое число федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб и агентств). Система фе-деральных органов исполнительной власти установлена Указом Пре-зидента РФ. Предложения о структуре федеральных органов исполни-тельной власти (их перечень) Председатель Правительства РФ пред-ставляет Президенту РФ в недельный срок после своего назначения (ст. 5 Закона «О Правительстве Российской Федерации»),


Систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, областей и краев, городов федерального зна-чения, автономной области, автономных округов) определяют, согласно Конституции РФ, они сами, но «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов госу-дарственной власти, установленными федеральным законом» (ст. 77 Конституции РФ). Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации определяются сейчас главным образом их законодательством и отличаются значительным разнообразием. Однако наличие некоторых органов предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (так, Законом РФ «О милиции» установлено наличие в республиках министерств внутренних дел, а в остальных субъектах Федерации — главных управлений или управлений внутренних дел; указами Президента РФ предусмотрено наличие в областях и краях глав их администраций (губернаторов), очерчены основы их компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти).


Система федеральных органов исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов Федерации структурно и функционально тесно связаны и, как сказано в Конституции РФ, об-разуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера-ции . Но это не унитарное, не полное, а федеральное единство. Оно обеспечивается лишь «в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской*Федерации» (ч. 2 ст. 77). Следовательно, в части вопросов, относящихся к исключительной компетенции субъектов Федерации, такое единство отсутствует. Здесь органы исполнительной власти субъектов Федерации независимы от федеральных органов исполнительной власти.


При рассмотрении компетенции федерального Правительства необ-ходимо учитывать, что, хотя Президент РФ по Конституции 1993 г. не является главой исполнительной власти (он глава государства, при-званный, в частности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти — ч. 2 ст. 80 Консти-туции РФ), за ним сохранился ряд полномочий по осуществлению ис-полнительной власти (право назначения высших должностных лиц, присвоения высших чинов, рангов, воинских званий и т.д.). Решение таких вопросов, естественно, не входит в компетенцию Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, хотя Прези-дент решает их, как правило, по представлениям этих органов.


Следует также иметь в виду, что Президент является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Предсе-дателем Совета Безопасности. В связи с этим ряд федеральных мини-стерств и ведомств (в частности, обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, внешней разведки, предотвращения чрезвычай-ных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий) непо-средственно подведомственны Президенту по вопросам его компетен-ции, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами. Следовательно, по одним вопросам эти министерства и ведомства подчинены Правительству, а по другим — прямо Президенту, что также свидетельствует о разделении полномочий по осуществлению федераль-ной исполнительной власти между Президентом и Правительством РФ.


Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Прези-дента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.


Председатель Правительства — это не спикер его заседаний. Он, как сказано в Конституции РФ, «определяет основные направления деятельности Правительства... и организует его работу» (ст. 113). Право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). В таком случае Председатель Правительства уступает ему свое место председательствующего.


Подведомственные Правительству РФ федеральные органы испол-нительной власти весьма разнообразны. Это министерства, службы, агентства.


Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (на-пример, Министерство обороны РФ, Министерство транспорта РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономического развития и торговли РФ). О каждом министерстве, ином федеральном органе исполнительной власти имеется Положение, утверждаемое Президентом или Правительством.


Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому — территориальные управления Федеральной таможенной службы, военкоматы — местные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов.


Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры назначаются Президентом. Он же назначает руководителей и других членов коллегии тех федеральных органов, которые подведомственны непосредственно ему, а также некоторых других ор-ганов (ст. 32 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). Пра-вительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными ми-нистрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных ми-нистерств и иных федеральных органов исполнительной власти.


Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов ис-полнительной власти или приостанавливать действие этих актов


(ст. 12 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководи-тели федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упо-мянутых органов. РешЙйия коллегий проводятся в жизнь приказами этих руководителей.

  • Просмотров: 3724
  • 18-02-2014, 14:05
 (голосов: 1)
Комментарии (0)
Комментарии