
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб государства и права, глубокий научный подход и послужат практике государственно-правового строительства.
Еще два-три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания государства и права. Ее основной вывод состоял в том, что государство и право существуют не извечно; они исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Полагали, что люди постепенно привыкнут к соблюдению правил общежития без принуждения, без контроля со стороны особого аппарата, называемого государством. Для этого необходимы экономические предпосылки (достижение высокого уровня благосостояния на базе общественной собственности на средства производства), социальные (исчезновение классов и классовых антагонизмов), политические (развитие социалистической демократии), духовные (достижение высокого уровня сознания трудящихся масс). Отмирание государства и права представлялось процессом превращения (преобразования) их в органы общественного самоуправления и нормы коммунистического общежития. Первые должны были бы руководить хозяйственной деятельностью, социальным, культурным, духовным, нравственным процессами в обществе. А правила общежития — обеспечивать самоорганизацию жизни людей, поддерживать дисциплину и порядок.
Соответственно названным идеям деформировалась надлежащая подготовка юридических кадров, суды не образовывали особой ветви власти, частное право вообще не признавалось в качестве отрасли права. Напротив, поощрялась деятельность общественных формирований (народных дружин, товарищеских судов, разного рода общественных комиссий), декларировалась передача государственных функций общественности.
Было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм от-дельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в современный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников.
Роль права и государства в движении к более высокой ступени свободы несомненна. А какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в жизни людей, кроме правовой, человечество не изобрело. Поэтому прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это и правовой (государственно-правовой) прогресс.
На Западе не принято подвергать сомнению ценность буржуазного права, и, соответственно, об отказе от права и государства речь не идет. Однако как в Европе, так и в США постоянно дебатируется вопрос о том, не слишком ли велика роль права и государства в обществе. Многие американцы, например, полагают, что у них имеет место слишком большое увлечение законами и юридическими процессами, что американское общество стреножено сетями права. Другие возражают, считая рост правовой системы признаком приверженности к справедливости и предметом национальной гордости. Анализируя будущее право в Соединенных Штатах, американский юрист Лоуренс Фридмэн оправдывает всеобъемлющую роль права и дальнейшее расширение юридического процесса внедрением в жизнь научно-технических достижений, увеличением мобильности людей, расширением личных свобод и особенно расширением сферы неперсонифицированной общественной жизни, а также необходимостью контроля за всепроникающей деятельностью правительства.
Если не отрываться от мировых реалий, если не акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем, следует констатировать следующие моменты:
1. Все большее усложнение общественных отношений, что, естественно, диктует потребность в таких инструментах, как государство и право.
2. Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла выше), требующих в своем разрешении усиления роли права и государства.
3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государственно- правовой инструментарий их преодоления.
4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и возможна в рамках права и при поддержке государственных институтов.
5. Основное направление эволюции права и государства — сближение национальных систем в силу ограниченности земного пространства, близости народов и необходимости общих решений.
Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в связи с этим вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательные (общечеловеческие) потребности, и что именно с ними и следует связывать судьбы права и государства.
Еще два-три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания государства и права. Ее основной вывод состоял в том, что государство и право существуют не извечно; они исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Полагали, что люди постепенно привыкнут к соблюдению правил общежития без принуждения, без контроля со стороны особого аппарата, называемого государством. Для этого необходимы экономические предпосылки (достижение высокого уровня благосостояния на базе общественной собственности на средства производства), социальные (исчезновение классов и классовых антагонизмов), политические (развитие социалистической демократии), духовные (достижение высокого уровня сознания трудящихся масс). Отмирание государства и права представлялось процессом превращения (преобразования) их в органы общественного самоуправления и нормы коммунистического общежития. Первые должны были бы руководить хозяйственной деятельностью, социальным, культурным, духовным, нравственным процессами в обществе. А правила общежития — обеспечивать самоорганизацию жизни людей, поддерживать дисциплину и порядок.
Соответственно названным идеям деформировалась надлежащая подготовка юридических кадров, суды не образовывали особой ветви власти, частное право вообще не признавалось в качестве отрасли права. Напротив, поощрялась деятельность общественных формирований (народных дружин, товарищеских судов, разного рода общественных комиссий), декларировалась передача государственных функций общественности.
Было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм от-дельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в современный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников.
Роль права и государства в движении к более высокой ступени свободы несомненна. А какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в жизни людей, кроме правовой, человечество не изобрело. Поэтому прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это и правовой (государственно-правовой) прогресс.
На Западе не принято подвергать сомнению ценность буржуазного права, и, соответственно, об отказе от права и государства речь не идет. Однако как в Европе, так и в США постоянно дебатируется вопрос о том, не слишком ли велика роль права и государства в обществе. Многие американцы, например, полагают, что у них имеет место слишком большое увлечение законами и юридическими процессами, что американское общество стреножено сетями права. Другие возражают, считая рост правовой системы признаком приверженности к справедливости и предметом национальной гордости. Анализируя будущее право в Соединенных Штатах, американский юрист Лоуренс Фридмэн оправдывает всеобъемлющую роль права и дальнейшее расширение юридического процесса внедрением в жизнь научно-технических достижений, увеличением мобильности людей, расширением личных свобод и особенно расширением сферы неперсонифицированной общественной жизни, а также необходимостью контроля за всепроникающей деятельностью правительства.
Если не отрываться от мировых реалий, если не акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем, следует констатировать следующие моменты:
1. Все большее усложнение общественных отношений, что, естественно, диктует потребность в таких инструментах, как государство и право.
2. Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла выше), требующих в своем разрешении усиления роли права и государства.
3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государственно- правовой инструментарий их преодоления.
4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и возможна в рамках права и при поддержке государственных институтов.
5. Основное направление эволюции права и государства — сближение национальных систем в силу ограниченности земного пространства, близости народов и необходимости общих решений.
Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в связи с этим вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательные (общечеловеческие) потребности, и что именно с ними и следует связывать судьбы права и государства.