Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
Fatal Error
Fatal Error: could not open XML input (http://news.yandex.ru/politics.rss)

Архив новостей
Облако тегов

V. Административное правоПонятие, цели и особенности административной ответственности

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Административная ответственность — это один из видов правовой ответственности наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисцип-линарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих: а) основания ответствен-ности; б) меры, которые могут быть применены к нарушителю; в) по-рядок рассмотрения дел о правонарушениях; г) исполнения указанных мер.


Общепринятым является понимание юридической ответственности как реализации правовых санкций, применение наказания, ибо оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско- правовой неустойке.


Следовательно, административная ответственность рассматривается как применение установленных законом административных наказаний за совершение административных правонарушений. Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только применение административных наказаний влечет наступление административной ответственности.


Итак, административная ответственность — это административное правовое принуждение. Это наступление отрицательных последствий для правонарушителя морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.


Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, при-влеченными к административной ответственности, так и другими гражданами (частное и общее предупреждение). Оказываемое в ре-зультате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с государственным осуждением в лице полномочного органа, назначающего наказание, его противоправного деяния, с отрицательной оценкой нарушителя.


Административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет администра-тивную ответственность, во-вторых, ответственность за администра-тивные правонарушения возникает перед государством, которое уста-навливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договор-ных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.


Также административную ответственность можно рассматривать как систему материальных и процессуальных правоотношений, поскольку ее возникновение и реализация осуществляются в определенных правовых рамках, которые устанавливаются юридическими нормами, реализуемыми в соответствующих правоотношениях. Нередко мы видим, что материальные и процессуальные правоотношения административно-правового характера сливаются, образуя единое целое, например штраф на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, тут отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.


Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать, — это законодательные органы как Российской Федерации, так и субъектов Федерации.


Наконец, это многообразие и множественность органов, полномочных применять административную ответственность: судьи, мировые судьи, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел (милиции), органы государственного пожарного надзора, органы железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и еще десятки других органов административной юрисдикции, входящие в систему органов исполнительной власти.


Кроме того, привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.


Необходимо отметить и еще одно новшество: к административной ответственности привлекаются не только физические лица, но все в большей мере и юридические лица. Появление частных и акционерных организаций повлекло за собой и возможность крупных штрафных санкций, поступающих в федеральный бюджет или бюджет субъектов РФ за нарушение обязательных правил, установленных законо-дательным органом.


Какие меры административной ответственности предусмотрены законодательством?


Первой следует назвать такую меру, как предупреждение. Админи-стративным наказанием является лишь такое предупреждение, которое сделано путем вынесения письменного постановления или в иной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не считается мерой административной ответственности (это мера чисто морального характера).


Административный штраф — это денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф, как и преду-преждение, является наиболее часто применяемой мерой ответствен-ности за административные правонарушения, причем почти за все.


Лишение специальных прав — вид административных наказаний. В данном случае речь идет, конечно, о лишении не конституционных или каких-либо иных прав, которыми граждане обладают непосредственно в силу закона, а только таких, которые решением компетентного органа предоставлены персонально данному конкретному лицу. Пример тому — лишение водительских прав за грубые нарушения Правил дорожного движения, за управление автомашиной в состоянии опьянения.


Конфискация как мера административной ответственности — это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства веши, явившейся орудием или предметом совершения административного правонарушения. Конфискацию может назначить только суд или судья.


Наряду с конфискацией законодательством допускается в некоторых, правда, весьма редких, случаях и возмездное изъятие предмета. Так, нарушение правил приобретения, хранения и пользования охотничьими ружьями влечет штраф с изъятием оружия и возмещением его стоимости или без такового. Например, охотничье ружье передается торгующей организации для продажи на комиссионных началах, а вырученные от реализации деньги, за вычетом комиссионных, отдаются бывшему владельцу ружья.


Мерой административного наказания является административный арест — кратковременное (сроком до 15 суток) лишение свободы за совершение некоторых административных правонарушений, если к тому же нарушителя нужно немедленно изолировать от общества. Поскольку административный арест есть хотя и кратковременное, но все же лишение свободы, применять такую меру разрешено только судьям (органы исполнительной власти и их должностные лица назначить административный арест не могут). Такая мера может быть применена за мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению со-трудника милиции или военнослужащего, участвующих в охране об-щественного порядка, и за некоторые другие правонарушения.


Установлено и такое административное наказание — администра-тивное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.


Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принуди-тельном и контролируемом перемещении их через Государственную гра-ницу Российской Федерации за пределы России, а в случаях, предусмот-ренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.


КоАП РФ введены новые административные наказания — дисква-лификация (ст. 3.11) и административное приостановление деятельности (ст. 3.12).


Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.


Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распрядительные или административно- хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.


Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих пред-принимательскую без образования юридического лица, юридических лиц или филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.


Данное административное наказание применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объ-ектами, наступления радиационной аварии или техногенной катаст-рофы, причинения существенного вреда состоянию (или качеству ок-ружающей среды. Эта мера применяется в случае совершения адми-нистративного правонарушения в области оборота наркотиков, а также в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток. Судья может досрочно прекратить исполнение этой меры административной ответственности, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, устранены.


Процесс по делам об административных правонарушениях менее сло-жен, чем уголовный, и вполне понятно почему. Такие дела, как правило, более просты, а ответственность в данном случае менее сурова, чем уголовная. Многие административные правонарушения очевидны и бесспорны; здесь обычно нет необходимости производить рас-следование, включать в процесс прокурора и защитника. В то же время эффективность административных наказаний в очень большой степени зависит от оперативности их назначения.


Административные правонарушения часто настолько бесспорны, что одно и то же должностное лицо, согласно закону, и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит в исполнение это решение (например, взимая штраф на месте). Но, несмотря на относительную простоту, процесс по делам об административных правонарушениях призван обеспечивать достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение.


Лицо, привлекаемое к административной ответственности, наде-ляется широкими процессуальными правами: может знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридиче-ской помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика (если не владеет языком, на котором ведется производство); обжаловать постановление по делу. Дело должно рас-сматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.


В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном извещении человека о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.


Свидетелем по делу об административном правонарушении является любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению по данному делу. По вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время и в указанное место, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.


Судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях, может быть привлечен специалист или эксперт.


Процесс по делам об административных правонарушениях не всегда имеет все известные стадии. Наибольшей простотой отличается процесс, когда выносится предупреждение, а штраф налагается и взимается на месте совершения правонарушения. Должностные лица, которым предоставлено право взимать штрафы на месте, получают под отчет бланки квитанций. При обнаружении нарушения, за совершение которого может быть наложен штраф, должностное лицо, наложившее его, тут же и взимает сумму штрафа, выдавая оштрафованному квитанцию. Копия ее остается у должностного лица. Денежные суммы, взысканные на месте, сдаются затем в соответствующий банк.


Законодательством установлено: о каждом административном пра-вонарушении, кроме случаев, когда штраф взимается на месте, со-ставляется протокол с указанием личности нарушителя, а также сви-детелей. Законодательные акты об отдельных видах административных правонарушений более детально определяют требования, которые предъявляются к протоколу.


Все данные имеют важное значение. Например, точные сведения о личности нарушителя необходимы, чтобы обеспечить условия для по-следующей его ответственности, а о заработке и семейном положении — для определения размера штрафа или другой меры наказания.


При изложении сути нарушения нельзя давать его общее описание (например, употреблять фразы вроде «нарушал общественный порядок», «нарушал санитарные правила»). Нужно указать точно, чтб совершил нарушитель, какие конкретно правила он нарушил, т.е. в чем именно выразилось правонарушение.


Протокол подписывается уполномоченным на то должностным лицом, составившим его, и нарушителем. При наличии свидетелей и потерпевшего протокол может быть подписан и ими. В случае отказа нарушителя от подписания протокола об этом в нем делается соответ-ствующая запись. Лицо, о котором составлен протокол, может внести в него собственноручно объяснения и замечания по существу дела, изложить мотивы отказа от подписания протокола и т.д.


А как быть, если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могли бы сообщить о нем необ-ходимые данные? В таком случае нарушитель может быть доставлен в милицию, помещеаде сельской, поселковой администрации или в штаб народной дружины (кое-где они работают) для выяснения личности и составления протокола. В случае, когда штраф, согласно зако-нодательству, взимается на месте, а нарушитель отказывается его уп-латить или расписаться в квитанционной книжке, указать свой адрес, а также при возникновении сомнений в правильности указания нару-шителем сведений о себе и при отсутствии свидетелей, которые могли бы сообщить эти сведения, нарушитель может быть подвергнут адми-нистративному задержанию для выяснения личности и составления протокола. При совершении административных правонарушений не-которых видов (например, мелкого хулиганства) нарушители достав-ляются в милицию и при наличии документов, удостоверяющих лич-ность.


Граждане, совершившие административные нарушения, могут быть задержаны, по общему правилу, на срок не более трех часов, а лица, находящиеся в состоянии опьянения, — до отрезвления. Задержанные по поводу мелкого хулиганства находятся под стражей до рассмотрения материалов о них начальником органа внутренних дел или судьей (однако на срок не более двух суток). Несовершеннолетние нарушители находятся в «детской комнате» милиции до трех часов. Срок задержания исчисляется с момента доставления нарушителя туда, где задержание происходит. Доставление не входит в срок задержания, оно лишь предшествует ему.


По результатам рассмотрения дел об административном правона-рушении, за исключением случаев исполнения наказания на месте, выносится письменное постановление. Постановление принимается на основании сведений, указанных в протоколе, и данных, полученных в ходе рассмотрения дела. В коллегиальном органе (например, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) постановление принимается простым большинством голосов его членов, участвовавших в заседании. Постановление должно соответствовать смыслу и букве закона, быть обоснованным и справедливым. Вынесение постановления обязательно и в том случае, когда лицо признается невиновным в совершении административного правонарушения или когда оно признано виновным, но наказание в силу малозначительности нарушения не наложено.


Принятое постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Поэтому гражданин, чье дело рассматривалось, имеет в случае личного присутствия возможность сразу же узнать со-держание постановления. Законодательством, кроме того, предусмот-рено, что копия постановления о назначении наказания, по общему правилу, должна быть вручена нарушителю под расписку не позднее чем в 3-дневный срок со дня вынесения.


Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Постановление о штрафе может быть обжаловано нарушителем или прямо в суд, или вышестоящему органу (должностному лицу), а потом — в суд. Постановление о предупреждении, вынесенном на месте совершения нарушения, обжалуется в вышестоящий орган (должностному лицу).


Жалоба на постановление по делу рассматривается судьей, долж-ностным лицом единолично. При этом исполнение постановления приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста прокурора.


При рассмотрении жалобы постановление о назначении админи-стративного наказания оставляемся без изменения, а жалоба — без удовлетворения, если будет установлено, что постановление законно и обоснованно. Постановление отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение в компетентный орган, если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело. Когда компетентный орган (должностное лицо), вынесший постановление о назначении наказания, неправильно квалифицировал административное правонарушение, или превысил свои полномочия, или при определении наказания не учел обстоятельств, смягчающих ответственность лица, совершившего административный проступок, то орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, изменяет постановление по существу, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Например, если судья, рассматривая жалобу на постановление о штрафе, обнаружит, что размер его превышает установленный законом предел, то он снижает сумму штрафа до этого предела. Если окажется, что штраф был наложен без учета тяжести нарушения, личности нарушителя и его имущественного положения, то судья может снизить размер штрафа. В случае незаконного наложения штрафа (отсутствие состава нарушения, отмена нормативного акта, предусматривавшего административную ответственность за такого рода деяния, и т.д.) судья выносит определение об отмене наложенного штрафа и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Если действия органа (должностного лица), вынесшего постановление о штрафе, признаны законными, то судья выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.


Нужно учитывать, что и на стадии рассмотрения жалобы дело об административной ответственности, согласно закону, может быть прекращено.


Постановления о назначении административных наказаний могут отменяться и изменяться не только по жалобам, но и при их отсутствии — в порядке протеста прокурора или надзорного производства.


Постановление о назначении административного наказания, вы-несенное с соблюдением установленных законодательством требований, обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гржданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.2 КоАП РФ). Постановления эти выносятся, конечно, для того, чтобы быть реализованными. Иначе нарушитель не понесет реально того наказания, которое ему было назначено.

  • Просмотров: 3979
  • 22-01-2014, 16:35
 (голосов: 0)
Комментарии (0)
Комментарии