Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
Путин наградил Аксенова орденом Александра Невского
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом Александра Невского главы Республики Крым Сергея Аксенова за большой вклад в социально-экономическое развитие региона, ...

Глава СБУ уточнил данные о местонахождении Козака и Медведчука
Депутат Верховной рады от фракции "Оппозиционная платформа – За жизнь" Тарас Козак выехал в Россию, а сопредседатель политсилы Виктор Медведчук находится на Украине, но где именно он ...

Путин заслушал доклад Мурашко о помощи пострадавшим при стрельбе в Казани
Президент России Владимир Путин заслушал доклад главы Минздрава Михаила Мурашко о мерах по оказанию помощи пострадавшим в Казани, где во вторник, 11 мая, произошла стрельба в школе, жертвами ...

Архив новостей
Облако тегов

V. Административное правоПонятие и признаки административного принуждения

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Административное принуждение наряду с убеждением является методом реализации исполнительной власти, осуществления государ-ственного управления, способом целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. Оно как система определенных мер об-ладает целым рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного при-нуждения.


К основным признакам, характеризующим административное принуждение, можно отнести следующие.


Административное принуждение является особым видом государ-ственного принуждения, имеющим своим назначением охрану обще-ственных отношений, складывающихся преимущественно в сфере госу-дарственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответ-ствующими органами и должностными лицами, что является резуль-татом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.


Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые авторы отрицают принуди-тельный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.


В то же время, говоря о карантине, таможенном досмотре и других подобных принудительных мерах, имеются в виду не общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения. Они выражаются в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактиче-ских актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в част-ности, в помещении людей, находящихся в карантинной зоне, в изолятор, производстве личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное и сознательное выполнение установленных правил (ка-рантинного режима, правил досмотра) и связанных с ним конкретных государственных акций теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания — серьезных правоограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.


Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.


Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны. Это обусловливается громадным разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями при-менения принуждения, содержанием компетенции органов и должно-стных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функциониро-вания зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противо-пожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.


Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным право- ограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.


Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих обще-ственные отношения в сфере государственного управления.


Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и др.). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.


Специфика управленческих отношений объективно определяет необ-ходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.


В этой связи очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его приме-нении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.


Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительное число категорий дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например за мелкое хулиганство. Однако эта деятельность судов (судей) не является правосудием в полном смысле слова, а составляет часть админист-ративного процесса.


Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складываю-щихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например, правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранительных правил и т.д.


Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно приме-няется, не связаны отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения, в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственнослужебных отношений. Здесь находит объяснение и то обстоятельство, что административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.


Процессуальный порядок его применения (в отличие от уголовного и гражданско-правового принуждения) отличается оперативностью, от-носительной простотой и экономичностью.


Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением частных, акционерных и других негосударственных предприятий, учреждений и организаций расши-ряется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового, таможенного законодательства, нарушения правил пожарной без-опасности, законодательства о рекламе и т.д.


Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во- вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, когда меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникно-вения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного при-нуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности, уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение правонарушения, т.е. преступление.

  • Просмотров: 7693
  • 24-02-2014, 17:11
 (голосов: 0)
Комментарии (0)
Комментарии