Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
XML error in File: http://news.yandex.ru/politics.rss
XML error: Invalid document end at line 1

Архив новостей
Облако тегов

V. Административное правоПонятие и признаки административного принуждения

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Административное принуждение наряду с убеждением является методом реализации исполнительной власти, осуществления государ-ственного управления, способом целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. Оно как система определенных мер об-ладает целым рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного при-нуждения.


К основным признакам, характеризующим административное принуждение, можно отнести следующие.


Административное принуждение является особым видом государ-ственного принуждения, имеющим своим назначением охрану обще-ственных отношений, складывающихся преимущественно в сфере госу-дарственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответ-ствующими органами и должностными лицами, что является резуль-татом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.


Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые авторы отрицают принуди-тельный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.


В то же время, говоря о карантине, таможенном досмотре и других подобных принудительных мерах, имеются в виду не общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения. Они выражаются в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактиче-ских актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в част-ности, в помещении людей, находящихся в карантинной зоне, в изолятор, производстве личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное и сознательное выполнение установленных правил (ка-рантинного режима, правил досмотра) и связанных с ним конкретных государственных акций теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания — серьезных правоограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.


Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.


Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны. Это обусловливается громадным разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями при-менения принуждения, содержанием компетенции органов и должно-стных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функциониро-вания зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противо-пожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.


Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным право- ограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.


Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих обще-ственные отношения в сфере государственного управления.


Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и др.). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.


Специфика управленческих отношений объективно определяет необ-ходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.


В этой связи очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его приме-нении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.


Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительное число категорий дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например за мелкое хулиганство. Однако эта деятельность судов (судей) не является правосудием в полном смысле слова, а составляет часть админист-ративного процесса.


Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складываю-щихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например, правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранительных правил и т.д.


Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно приме-няется, не связаны отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения, в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственнослужебных отношений. Здесь находит объяснение и то обстоятельство, что административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.


Процессуальный порядок его применения (в отличие от уголовного и гражданско-правового принуждения) отличается оперативностью, от-носительной простотой и экономичностью.


Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением частных, акционерных и других негосударственных предприятий, учреждений и организаций расши-ряется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового, таможенного законодательства, нарушения правил пожарной без-опасности, законодательства о рекламе и т.д.


Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во- вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, когда меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникно-вения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного при-нуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности, уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение правонарушения, т.е. преступление.

  • Просмотров: 8323
  • 24-02-2014, 17:11
 (голосов: 0)
Комментарии (0)
Комментарии