Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
Для ВМФ России построят новый авианосец
Новый авианосец будет совмещать в себе трамплин для взлета и разгонное устройство, сообщил телеканалу начальник отделения перспективного планирования кораблей военно-учебно-научного центра ВМФ ...

МИД прокомментировал резолюцию СБ ООН по перемирию в Сирии
Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности (ООН) об установлении 30-дневного перемирия в Сирии с гуманитарными целями, «руководствуясь задачами облегчения гуманитарных страданий мирного ...

В КНДР заявили, что любая блокада будет рассматриваться как акт войны
Пхеньян будет рассматривать любую блокаду со стороны США в отношении КНДР как акт войны, передает Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) со ссылкой на заявление представителя МИД Северной ...

Архив новостей
Облако тегов

V. Административное правоМетод административного права

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Метод административного права, характеризующий способ регули-рующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, команд, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими. Этот метод может быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особелно необходим тогда, когда нормы административного и гражданского права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций, торговли регулируются и административным, и гражданским правом).


Для гражданско-правового регулирования характерно равенство воль сторон; отсюда широкое применение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воль сторон: воля одной из них главенствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотношениях органов исполнительной власти и предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти и граждан. В административно-правовых отношениях одна сторона очень часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне, именно она — первая сторона — принимает юридически обязательные решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить к ней принуждение.


Данный метод предполагает состояние подчиненности воли одной стороны по отношению к воле другой, причем это состояние может быть достигнуто не только на добровольной, но и на принудительной основе. Этот метод предполагает возможность заставить подчиняться воле властвующего лица с использованием самых решительных мер, вплоть до применения оружия, например отражение посягательства на охраняемый объект. Метод административного права — это метод одностороннего властвования, например инспектор ГИБДД самостоятельно, без согласования и без какой-либо санкции привлекает к ответственности нарушителя Правил дорожного движения, выехавшего на перекресток на красный сигнал светофора. Этот метод характеризуется юридическим неравенством сторон, например, руководитель и подчиненный, начальник милиции и нарушитель общественного порядка. Объем юридических полномочий их различен; с одной стороны, наличие всех прав и обязанностей, предусмотренных законом, для выполнения управленческих функций, с другой — преимущественно обязанность выполнить предъявляемые требования, понести наложенное дисциплинарное или административное наказание. Вместе с тем здесь необходимо подчеркнуть их равенство перед законом, т.е. руководитель и подчиненный, начальник милиции и нарушитель обладают определенными правами и несут соответствующие обязанности, в равной мере подлежащие безусловному выполнению.


Наконец, следует отметить и такую особенность метода админист-ративного права, как безоговорочная, лишенная какой-либо диспози- тивности обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем эта обязательность может касаться всех граждан, например общеобя-зательность соблюдения правил поведения в общественных местах, правил перехода улиц либо только специальных субъектов админист-ративного права — водителей автомототранспорта, военнослужащих, охотников, должностных лиц и т.д.


Итак, если суммировать все сказанное о методе административного права, то его можно определить как метод «власти и подчинения», при-каза и исполнения, команды и выполнения. Данный метод администра-тивного права является приоритетным, преобладающим, превалирующим. Но не единственным. Не все отношения в сфере исполнительной власти построены по схеме «власть — подчинение», т.е. по вертикали.


В административном праве существует немало ситуаций, когда не-обходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне, например два министерства — Министерство транспорта РФ и МВД России. Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.


Вот тогда и возникает потребность в иных методах административно-правового регулирования, в качестве которых выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.

  • Просмотров: 1336
  • 31-01-2014, 19:18
 (голосов: 0)
Комментарии (0)
Комментарии