Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
Для ВМФ России построят новый авианосец
Новый авианосец будет совмещать в себе трамплин для взлета и разгонное устройство, сообщил телеканалу начальник отделения перспективного планирования кораблей военно-учебно-научного центра ВМФ ...

МИД прокомментировал резолюцию СБ ООН по перемирию в Сирии
Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности (ООН) об установлении 30-дневного перемирия в Сирии с гуманитарными целями, «руководствуясь задачами облегчения гуманитарных страданий мирного ...

В КНДР заявили, что любая блокада будет рассматриваться как акт войны
Пхеньян будет рассматривать любую блокаду со стороны США в отношении КНДР как акт войны, передает Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) со ссылкой на заявление представителя МИД Северной ...

Архив новостей
Облако тегов

V. Административное правоНормы административного права

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Нормы административного права в Российской Федерации опре-деляют порядок создания, реорганизации и упразднения органов ис-полнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на ор-ганизацию исполнительных органов местного самоуправления, и по-рядок их взаимодействия с органами государственной власти.


Нормы административного права устанавливают, кроме того, по-рядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов — предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.


Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, нормы административного права определяют многие права и обязанности граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений. Нормы административного права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественной самодеятельности. Нормы этой отрасли регулируют государственную службу, причем не только в органах исполнительной власти, но и во всех государственных и муниципальных органах.


Административное право регулирует не только публичную управ-ленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример тому — Правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение.


Нормы административного права определяют, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.


В научной литературе высказывалось мнение, что административное право регулирует и общественное управление. В этом утверждении есть доля истины: государство иногда наделяет общественные объединения, органы общественности публичными полномочиями «внешнего» характера. Но в основном общественное управление регулируется не законодательством, а уставами общественных объединений.


Административное право не регулирует внутреннее управление в частных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. Их высшие органы сами устанавливают свои системы управления, свои порядки, которые, однако, не должны противоречить законодательству.


Органы исполнительной цласти действуют на основе законов, но многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е. участвуют и в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от самого этого права, поскольку оно установлено властным путем — законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную волю, участвует в выполнении функций государства.


Административное право очень близко стоит к конституционному (государственному) праву, и часто даже невозможно установить четкую грань между их нормами. Но различия между этими отраслями имеются. Конституционное право занимает ведущее положение в системе права, в том числе и по отношению к административному праву. Последнее берет у конституционного права исходные начала, прямо или косвенно относящиеся к органам исполнительной власти, детализирует и дополняет их, определяет механизмы реализации тех или иных норм.


Например, конституция и другие источники конституционного права закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Административное право конкретизирует многие нормы о них, дополняет правовой статус гражданина другими (неосновными) правами и обязанностями, определяет механизм реализации многих конституционных прав, свобод и обязанностей. Так, Конституция РФ закрепляет право обжалования незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Нормы же административного права призваны определить подведомственность различных жалоб, сроки и другие стороны процедуры их рассмотрения в административном порядке (порядок рассмотрения жалоб в судах определяется гражданским процессуальным законодательством).


Административное право тесно связано с гражданским правом. Обе отрасли иногда регулируют одни и те же имущественные отношения, но разными методами. Например, по распоряжению уполномоченного на то органа исполнительной власти государственная организация передает другой здания, сооружения и оборудование. Орган в данном случае властным методом регулирует имущественные отношения двух организаций. Стороны хозяйственного договора руководствуются стандартами на продукцию, которые устанавливаются органами исполнительной власти, т.е. властным путем. Многие гражданско-правовые отношения с участием гражданина тоже возникают на базе актов государственного управления. Так, часто договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у него ордера на данную жилую площадь. Имущественные отношения иногда возникают прямо из актов государственного управления (т.е. без договоров); пример тому — конфискация и реквизиция предметов, наложение и взыскание штрафов. Сфера разграничения гражданского и административного права определена и в ГК РФ (п. 4 ст. 2).


Органы исполнительной власти иногда выступают не в качестве органов государства, а в качестве юридических лиц, действующих на основе норм гражданского права. Например, орган может арендовать помещение у какой-либо организации, пользоваться телефоном по договору с предприятиями связи, закупать (в пределах сметы) мебель и оргтехнику и т.д. Но в таких случаях орган выступает не в качестве субъекта публичной исполнительно-распорядительной деятельности, не выполняет функций государства.


Некоторые нормы административного права тесно соприкасаются с нормами трудового права. Нормы административного права определяют полномочия органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений (например, полномочия Правительства РФ, фе-деральных органов исполнительной власти по труду и социальному развитию).


Содержание индивидуальных актов управления в сфере трудовых отношений определяется, как правило, нормами трудового права, а порядок издания акта — нормами административного права, если, на-пример, гражданин поступает на работу в государственный орган, но не на государственную должность; на государственных служащих нормы трудового права распространяются, если иное не установлено нормами административного права о государственной службе.


Через соответствующие инспекции и другие контрольные органы государство осуществляет надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Эта деятельность регулируется админист-ративным правом.


Административное право тесно связано с финансовым правом, которое своим рождением обязано конституционному, администра-тивному и частично гражданскому праву. Финансовое право, как из-вестно, регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, прежде всего по аккумулированию и рас-пределению денежных средств, составляющих национальный доход (налоги, бюджет). Административное право определяет компетенцию Министерства финансов и других органов исполнительной власти, действующих в финансовой сфере. Финансовое право широко применяет метод прямого приказа при регулировании финансовых отношений, т.е. административно-правовой метод.


Правовые нормы, определяющие компетенцию финансовых органов как специфической группы органов исполнительной власти, являются одновременно нормами административного и финансового права. Когда речь идет о нормах, устанавливающих содержание решений этих органов в сфере финансов, то это содержание определяется, прежде всего, нормами финансового права. Организация же работы финансовых органов регулируется административным правом. Иначе говоря, административное право преимущественно регулирует организационные отношения в области финансов, а финансовое право — преимущественно сами финансовые отношения как особую разновидность экономических отношений.


Административное право определяет компетенцию органов испол-нительной власти по регулированию земельных отношений и поэтому тесно связано с земельным правом. За нарушение ряда норм земельного права наступает административная ответственность. Все это сви-детельствует о тесном переплетении норм административного и зе-мельного права. По этому же принципу строится отграничение адми-нистративного права от водного, лесного и горного права.


Имеет административное право точки соприкосновения и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными правонарушениями. Некоторые из них граничат с преступлениями, и поэтому, чтобы дать верную юридическую квалификацию противоправных деяний, нередко приходится сопоставительно толковать соответствующие нормы административного и уголовного права. Наконец, нельзя не упомянуть, что уголовное право устанавливает ответственность за должностные преступления.


Нормы административного права можно разделить на материальные и процессуальные.


В административном праве нет единого универсального процесса, наблюдается множество его разновидностей, что предопределяется широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых материальным административным правом. Например, одна процедура установлена применительно к решению вопросов о предоставлении жилой площади, другая — к выдаче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья — к решению вопроса о приеме в вузы, чет-вертая — к решению дел об административных правонарушениях. В то же время эти и другие процессы имеют и общие черты.


По юридическому содержанию нормы административного права подразделяются на обязывающие, запретительные, уполномочивающие, дозволительные, стимулирующие и рекомендательные.


Административное право огромно по объему, разнообразно и из-менчиво по содержанию. Его нормы, базирующиеся на нормах кон-ституционного права, содержатся в большом числе федеральных законов и законов субъектов Федерации, в указах Президента РФ и президентов республик, в постановлениях Правительства РФ и правительств республик в составе Российской Федерации, в распоряжениях глав администраций и в постановлениях правительств областей, краев, го-родов федерального значения, в приказах министерств и глав ведомств. Поэтому кодифицировать его невозможно.


Правовое положение Правительства РФ и организация его работы урегулированы Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» . Структура феде-ральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. Их правовой статус — рядом федеральных законов и положениями о каждом из этих органов, утвержденными Президентом или Правительством РФ. Например, положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации утверждено Президентом РФ Указом от 19 июля 2004 г.


Государственная служба в настоящее время регулируется федераль-ными законами «О системе государственной службы Российской Фе-дерации» и «О государственной гражданской службе» , а также рядом законов и других нормативных актов, определяющих особенности службы в милиции, в таможенных органах, в прокуратуре, в судах.


Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).


Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Сове-та СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа от 4 марта 1980 г. с по-следующими изменениями и дополнениями) . Этот союзный законо-дательный акт продолжает действовать в Российской Федерации. По-рядок судебного рассмотрения жалоб определяется Федеральным зако-ном от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» . Федеральный закон от 14 де-кабря 1995 г. внес в него изменения и дополнения.


Выше названы лишь некоторые законы и иные акты, содержащие нормы административного права. Упомянуть все акты нет никакой возможности (их д&ятки тысяч).

  • Просмотров: 1053
  • 5-02-2014, 12:23
 (голосов: 0)
Комментарии (0)
Комментарии