Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, предоставленных полномочий. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.
Права и обязанности субъекта административного права составляют в совокупности его правовой статус.
Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.
По своему административно-правовому статусу субъекты админи-стративного права делятся на две группы: физические лица и организа-ции. Физические лица, в свою очередь, охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
В основу этой классификации положена степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей кон-кретного лица.
Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные организации. Различие их состоит в том, что государственные организации:
1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им госу-дарством, 2) они базируются на государственной собственности,
3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.
Организации негосударственные отличаются тем, что они не вы-полняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, политические партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.
Среди столь многочисленных субъектов административного права тем не менее выделяются как основные два вида субъектов — граждане и органы исполнительной власти.