Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
В ДНР рассказали о последствиях обстрела поселка Зайцево силовиками
Днем в воскресенье исполняющий обязанности главы администрации Горловки Иван Приходько написал в соцсети Facebook, что центр поселка Зайцево на окраине Горловки попал под сильный обстрел, есть прямые ...

Делегация КНДР заявила о готовности Северной Кореи к переговорам с США
Делегация Корейской Народно-Демократической Республики в ходе встречи с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином заявила, что Северная Корея готова к переговорам с США.

Путин обсудил Восточную Гуту с Меркель и Макроном
Президент России Владимир Путин провел трехсторонние телефонные переговоры с исполняющей обязанности федерального канцлера Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном.

Архив новостей
Облако тегов

V. Административное правоАдминистративно-правовой статус граждан

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.


Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта администра-тивного права. В российском государстве правовое регулирование по-ложения личности, человека должно занимать центральное, приори-тетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».


Сформулированный таким образом характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций (ООН) и европейскими организациями .


Российское государство, следуя по пути признания общедемокра-тических начал развития общества и международных актов в этой об-ласти, приняло в 1991 г. Декларацию прав и свобод человека и гражда-нина, которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ.


Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д. является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе личности важное место занимают и нормы административного права.


Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).


Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).


Провозглашая права личности, Конституция определяет для лично-сти и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направ-ленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).


Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55). Причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.


Вторая составная часть административно-правового статуса пред-ставляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.


Структура административно-правового статуса гражданина вклю-чает: 1) правовой статус личности, о чем речь шла выше, и 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства .


Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право на объеди-нение (ст. 30),, право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести во-инскую службу (ст. 59) и др. Далее, это нормы, определяющие админист-ративно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой дея-тельности, например, право на свободное использование своих способ-ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собствен-ности, в том числе на землю (ст. 35, 36), и др. Наконец, нормы, опреде-ляющие административно-правовой статус гражданина в личной или се-мейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, отчества и др.


Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специаль-ностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права.


И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.


Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина можно назвать особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого статуса субъекта установлен определенный гфуг дополнительных прав и обязанностей.


Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно представить в виде «матрешки», когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и самый маленький по объему прав и обязанностей особый статус. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.


Определенными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства .


С определенными изъятиями они на территории Российской Фе-дерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обя-занности, что и граждане Российской Федерации, если иное не оговорено федеральным законом.


Изъятия из этого общего положения следующие: 1) они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдумах; 2) не несут обязанностей по военной службе; 3) не имеют права находиться на государственной му-ниципальной службе; 4) им не могут быть проданы земельные участки; 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государ-ственную тайну; 6) исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП).

  • Просмотров: 2887
  • 14-02-2014, 19:24
 (голосов: 0)
Комментарии (0)
Комментарии