Правоведение Основы правоведения на одном сайте

Поиск
Страницы сайта
Категории
Самое популярное
Опрос на сайте

Наш сайт оказался вам полезен?

Да
Нет

Новости из мира политики
Израиль направляет резервную батарею системы ПВО «Железный купол» к сектору Газа
По меньшей мере 20 палестинских радикалов были уничтожены в результате израильских ударов по военным целям в секторе Газа за последние 24 часа. Об этом сообщил во вторник на брифинге для иностранных ...

Патрульный корабль Франции зашел в Черное море
Патрульный корабль "Командан Биро" ВМС Франции зашел в Черное море, за ним следят силы Черноморского флота, сообщили журналистам в Национальном центре управления обороной (НЦУО).

Путин наградил Аксенова орденом Александра Невского
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом Александра Невского главы Республики Крым Сергея Аксенова за большой вклад в социально-экономическое развитие региона, ...

Архив новостей
Облако тегов

V. Административное правоАдминистративно-правовой статус граждан

дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.


Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта администра-тивного права. В российском государстве правовое регулирование по-ложения личности, человека должно занимать центральное, приори-тетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».


Сформулированный таким образом характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций (ООН) и европейскими организациями .


Российское государство, следуя по пути признания общедемокра-тических начал развития общества и международных актов в этой об-ласти, приняло в 1991 г. Декларацию прав и свобод человека и гражда-нина, которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ.


Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д. является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе личности важное место занимают и нормы административного права.


Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).


Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).


Провозглашая права личности, Конституция определяет для лично-сти и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направ-ленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).


Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55). Причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.


Вторая составная часть административно-правового статуса пред-ставляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.


Структура административно-правового статуса гражданина вклю-чает: 1) правовой статус личности, о чем речь шла выше, и 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства .


Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право на объеди-нение (ст. 30),, право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести во-инскую службу (ст. 59) и др. Далее, это нормы, определяющие админист-ративно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой дея-тельности, например, право на свободное использование своих способ-ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собствен-ности, в том числе на землю (ст. 35, 36), и др. Наконец, нормы, опреде-ляющие административно-правовой статус гражданина в личной или се-мейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, отчества и др.


Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специаль-ностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права.


И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.


Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина можно назвать особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого статуса субъекта установлен определенный гфуг дополнительных прав и обязанностей.


Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно представить в виде «матрешки», когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и самый маленький по объему прав и обязанностей особый статус. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.


Определенными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства .


С определенными изъятиями они на территории Российской Фе-дерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обя-занности, что и граждане Российской Федерации, если иное не оговорено федеральным законом.


Изъятия из этого общего положения следующие: 1) они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдумах; 2) не несут обязанностей по военной службе; 3) не имеют права находиться на государственной му-ниципальной службе; 4) им не могут быть проданы земельные участки; 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государ-ственную тайну; 6) исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП).

  • Просмотров: 3894
  • 14-02-2014, 19:24
 (голосов: 1)
Комментарии (0)
Комментарии